Аудио интервю с директором Гимназии Махониной Екатериной Вячеславовной и главой управляющего совета Махониным Николаем Сергеевичем о школе

аудиоинтервью



Московская школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 2017 году отмечает свое 25-летие

1990-е годы мы часто вспоминаем как «лихие», разрушительные, беспросветные, а один православный пастырь сказал, что эти годы надо канонизировать. Ведь именно в это время, невзирая на экономические трудности, мы стали свидетелями возрождения национального и религиозного самосознания нашего народа, возвращения исторической памяти, и, в частности, – возникновения, воссоздания школ и гимназий, дающих духовное воспитание.

В 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия IIи по инициативе православно-просветительного общества «Радонеж» была основана православная гимназия «Крылатское». А по сути, возникновение этой школы – как и нескольких других православных, авторских школ – это социальный заказ родителей, поиск ими школы, максимально отвечающей вызовам времени.

Вначале это учебное заведение существовало как православные классы при школе № 1130 в Крылатском. Началось преподавание Закона Божия, в качестве учебного пособия было возвращено «Родное слово» Ушинского, появилась «Первая учебная книга по церковно-славянскому языку» – репринт, переизданный в Ростове-на-Дону.

Светская школа, в которой находились православные классы, не смогла обрести с ними взаимопонимание, и вскоре возникло самостоятельное юридическое лицо – Православная гимназия «Крылатское», а в 1998 году окончательно утвердилось и современное название – Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Когда для школы было выделено здание бывшего детсада, то сотрудница СЭС сказала: «Всё равно у вас ничего не получится, потому что я атеистка и коммунистка». А спустя некоторое время, конечно, поняла, что с серьёзными педагогами незачем ругаться.

Бессменный директор и духовник школы – протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское и строящегося храма Воскресения Христова в Новой Москве, педагог по первому образованию, выпускник МГПИ им. Ленина. Весьма ценны оказались в 1990-е годы для возрождающейся России принявшие сан военные, врачи, педагоги, ибо они задавали тон, сообщали цельное мировоззрение собиравшимся вокруг них людям, общему делу. Матушка Мария Махонина – завуч школы, некоторое время продолжала ещё работать заместителем декана в педагогическом институте, а сегодня ведёт методическую и организационную школьную работу.


Всё перевешивали вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться

Как и во всех школах, созданных в 1990-е г, учителя во многом использовали дореволюционный опыт. Преподавать пришли исключительно энтузиасты. У всех были за плечами философские факультеты разных вузов, институт им. Баумана и… отсутствие навыка работы в школе. Однако всё перевешивали глубокая вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться.

Первый год существования школы запомнился детям и учителям летним паломническим лагерем рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью, а уже осенью отправились в плавание по Волге на теплоходе «Иван Сусанин». На следующий год школа организовала паломнический лагерь рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью. Всем ныне уже выпускникам памятны поездки, когда юные паломники обошли с иконой Иоанна Богослова православные святыни Углича и Ярославля, участвовали в Божественной литургии в Толгском монастыре. Можно себе представить, как тогда, в 1990-е годы, отрадно и удивительно звучали церковные песнопения для иностранных туристов, случайно оказавшихся на экскурсии в монастыре.

За эти годы школьники часто посещали Покровский скит в Дивеево, Святогорский монастырь в Пушкинских горах, «тамбовский рай» святителя Феофана Затворника, Псково-Печерский монастырь, Киево-Печерскую лавру, Оптину пустынь. Они не просто ездили поклониться святыням, но всегда несли какое-то послушание, помогали обители. Эта сопричастность народной жизни, подлинной, а не той, которую нам показывают в телесериалах, даст этим детям глубокое понимание характера народа, исторического предназначения своего Отечества.


Сопричастность народной жизни даст детям понимание исторического предназначения своего Отечества

В гимназии, помимо общеобразовательных предметов, изучаются основы православной веры, церковнославянский язык, иностранные языки. Преподаватели, среди которых несколько кандидатов наук, участвуют в педагогических и научных конференциях, публикуются в академических и ведущих методических изданиях, составляют компьютерные тестовые программы, читают телевизионные лекции, работают переводчиками на международных конгрессах. Учитель биологии Александр Юрьевич читает курс в МГУ, ездит с лекциями по православной биоэтике по всей России, недавно с циклом лекций был приглашён в Абхазию.

В гимназии сегодня 140 учеников с 1 по 11 классы. Выдающийся педагог-практик Антон Макаренко убедился на практике, что директор школы должен хорошо знать всех учеников и их родителей. Нынешнее объединение пяти-семи городских школ под руководством одного директора уже показало, насколько это разрушительно для воспитания и образования школьников.

Гимназия Иоанна Богослова имеет государственную аккредитацию и право выдавать аттестаты государственного образца. На мой вопрос, как дети, учащиеся в православной школе, «вписываются» в образовательный госстандарт, завуч школы Мария Махонина отвечает: «Государственный стандарт не предполагает стандарта содержания, он предполагает требования к условиям осуществления образовательного процесса, к структуре программы, к результатам обучения: чему ученик научится и будет иметь возможность научиться. Наши действующие стандарты созданы по модели болонской системы, похожи на программу международного школьного бакалавриата. Поэтому наш новый министр образования говорит о необходимости менять именно их содержание».


Непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах

Наверное, у всех, учившихся в советской школе, остались в памяти уроки литературы, где в той или иной мере учитель передавал нам через литературные произведения правду Божию. У наших учителей литературы было непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах, хранящая свой первоисточник – слово Божие. В гимназии Иоанна Богослова литературу преподаёт член Союза писателей и Союза журналистов Татьяна Сергеевна Шеханова, в прошлом – редактор в издательстве «Художественная литература». Со школьниками она ездит в Дом художника, театры, чтобы послушать художественное чтение Народной артистки России Антонины Кузнецовой: в прошлом году А. Кузнецова читала цикл из мировой литературы, в нынешнем году – цикл «Мой золотой век». А учиться искусству беседы, искусству слушать музыку гимназисты, её ученики, ездят на музыкальные циклы к Светлане Виноградовой. Это не просто музыковедческие беседы, а дар влюблять в музыку, объяснять путь к созиданию, рассказывать о жизни гениев – трудной, полной преодолений, подвигов. «Каждый концерт, подготовленный Светланой Виноградовой, – это и разговор по душам... нет, не с залом, а с каждым, кто в нем присутствует: от пятилетнего малыша до седовласых слушателей», – говорит Т.С. Шеханова.

Для школьников нередко организовываются встречи с писателями. Благодаря этому дети сами обращаются к творчеству, посещают Литобъединение в Славянском центре, которым руководит поэт и литературовед Ирина Георгиевна Панова. Творческие связи возникли у школы с Академией русской литературы, с Литературным институтом, где до недавнего времени проводились ежегодные совещания молодых дарований. Ребята участвуют в обсуждениях новых произведений, встречаются с поэтами и прозаиками, активно включены в культурную жизнь столицы и Зарубежья.

В этом году в гимназии выпущены три первые книги учеников (серию так и назвали «Первая книга гимназиста»): книга стихотворений десятиклассника Ильи Ермолкина, победителя и лауреата многих конкурсов чтецов и поэтов, книга романтических сказок одиннадцатиклассницы Анастасии Ветвицкой и книга детских стихотворений с рисунками выпускницы школы, ныне студентки художественного колледжа Елены Колоновой. «Кто знает, – говорит учитель, – может быть, эти первые опыты станут началом большого творческого пути. Бог наградил человека созидательной силой. Я уверена, что если человек – созидатель, он уже не станет разрушителем».

Многие из учеников гимназии, ныне успешно овладевающих курсом наук, пришли из частных и государственных школ. Это подтверждение того, что окружающая атмосфера, внутренний строй школы весьма важны. Здесь они развиваются в активном творческом режиме, включены в духовное и культурное поле гимназии.

Учитель Т.С. Шеханова уверена: «Литература учит градации чувств, мыслей, переживаний. Учит ответственности перед собой, своим родом и народом в целом. Учит мыслить и изъясняться не ущербно, а по-человечески – с уважением, любовью, милосердием к окружающим. Учит не считывать информацию, а чувствовать и понимать мир. Себя. Своих близких. Свой народ. Свою веру. И беречь это. И любить – деятельно и честно. Доблестно, как сказал один из моих учеников, Георгий Чиркин, который учится во втором классе. Это главная роль литературы, как и настоящего искусства в целом».

В последнее десятилетие значительно сократилось количество часов на изучение литературы в школе. Однако хочется верить, что, благодаря самоотверженности наших учителей, недальновидные реформаторы не смогут отлучить детей от желания мыслить, понимать прошлое и настоящее своего Отечества, характера своего народа, чему и учит литература. «Даже небольшие по объему произведения древнерусской литературы поражают ребят прежде всего ощущением монументальности, цельности характеров, весомостью слова, идеей деятельного милосердия и – абсолютной современностью. Обращаясь к размышлениям о национальном характере в современной литературе, мы тянем нити от “Слова...”, “Поучения Владимира Мономаха”, “Жития Сергия Радонежского” к образам Михаила Шолохова, Евгения Носова, Валентина Распутина, Владимира Крупина», – говорит Т.С. Шеханова.

Выпускники школы учатся в МГУ, МИФИ, МАИ, МАРХИ, МПГУ, МГИМО, Московском лингвистическом университете, Медицинской академии, Московской и Коломенской духовных семинариях, в православном Свято-Тихоновском богословском университете. Все школьные труды способствуют этому. Среди учеников есть призёры Всероссийской олимпиады школьников, других престижных конкурсов и олимпиад. Гимназия создала и свою олимпиаду – «Свеча России», которая ставит своей задачей приобщение школьников к богатой культурной и исторической российской традиции, воспитание патриотизма. В этой олимпиаде участвуют дети из разных городов России.

Выпускница гимназии Иоанна Богослова Елена Аркадьевна Осипова, ныне супруга священника и дипломированный славист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы, вспоминая о годах учёбы, говорит о том, насколько важно научить детей молиться, открыть для них существование духовного мира. Дорогим воспоминанием осталось и то, что, помимо поездок на Соловки, в Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере, Свято-Успенскую Вышенскую обитель, на Каргополье, летом 2015 года учащиеся и педагоги школы вместе с её директором и духовником, протоиереем Сергием Махониным, посетили Республику Сербскую, Черногорию и собственно Сербию, побывав на ныне оккупированном, но по-прежнему не сломленном сербском Косове.

«Во время учёбы в школе учащиеся постепенно духовно возрастают, приобщаются к живительным истокам национальной культуры и традиции, что способствует формированию у них национального самосознания в духе славянского братства и единства, – говорит Е.А. Осипова. – Думается, что такой подход в образовании и воспитании прекрасно соотносится со словами выдающегося русского философа и мыслителя XX века И.А. Ильина, который в одной из своих работ подчеркивал, что в основе подлинного образования и воспитания лежит стремление пробудить в ребёнке духовное начало, сформировать из него “духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером”. И отец Сергий Махонин, духовник и директор школы, в своей статье “Образ учителя как духовная проблема” показал, что истинное образование подразумевает воссоздание в человеке образа Божия, и что “методика воспитания – это одновременно и методика спасения”».

Есть у православной гимназии Иоанна Богослова своя особенность – это открытость славянскому миру. Что позволяет, помимо прочего, более глубоко и трезво взглянуть и на западноевропейскую культуру, выявить лучшие её черты и особенности. А здесь есть на чём объединиться, особенно после тех ударов, которые приняла на себя православная Сербия на рубеже XX–XXI веков и какой пример стойкости веры она показала всему миру: и врагам Православия, и его хранителям.

В православных гимназиях, помимо европейских языков, как правило, изучается ещё новогреческий или сербский. Греческий – потому что от греков пришла наша вера, духовная и культурная традиция, отчасти где-то и общеевропейская. А почему сербский? Преподаватель сербского языка, председатель Общества русско-сербской дружбы, известный славист и переводчик Илья Михайлович Числов глубоко убеждён в том, что Сербия русскому человеку сегодня гораздо нужнее, чем Россия самой Сербии («Конечно же, здесь и сейчас, на данном, коротком отрезке истории, который, однако, странным образом совпал с рубежом веков, с концом второго и началом третьего тысячелетия христианской эры»). «Греки – наши общие учителя, – говорит Илья Михайлович, – сербы же показали нам, говоря словами великого русского философа Ивана Ильина (хорошо, кстати, знавшего эту братскую славянскую страну и ее народ), как можно и должно сопротивляться злу силой, как ратовать за веру православную – сейчас, в XXI веке, точно так же, как и во времена святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, Лазаря Косовского. Сербы и сегодня напоминают нам, что можно, оказывается, быть глубоко верующими православными христианами – и при этом людьми, исполненными национального достоинства, любить род свой славянский и отнюдь не чуждую нам европейскую культуру. Они никому не позволят унизить своё имя, как не позволят и чужакам говорить от их имени. Магия “общечеловеческих ценностей” на них не действует. Не только воинствующим либералам, но и псевдохристианам, экуменистам, сербы отвечают твердо и решительно: мы не дадим вам безнаказанно замахиваться на основы нашей народной жизни, на нашу историю и ее продолжение в дне сегодняшнем, ведь это – богодарованная реальность, а не плод людского тщеславия или воображения».

Специфика сербской национальной традиции – единство веры и крови, единство национального, расового и духовного. И сербы не видят в этом никакого противоречия. Они считают, что такое двуединство не только не ослабляет христианскую веру в народе, но, наоборот, усиливает ее, потому что подобная «теория и практика» идет ещё от святого Саввы, который, созидая национальную церковь, первым делом заменил трех епископов-иноплеменников тремя сербами. Со времён святителя Петра Цетинского, который вёл православный народ в бой против турок с мечом в одной руке и с крестом в другой. Мученическая смерть православных христиан на Косове в 1990-е годы (так погибали и прежние косовские мученики – с мечом в руке, на поле, политом не столько сербской, сколько турецкой кровью) свидетельствует о неизменной судьбе сербского народа – хранить свою веру «даже до смерти».

Педагог И. М. Числов замечает, что в основном дети занимаются сербским языком по желанию родителей (а иногда и по послушанию). Между тем именно от таких детей чаще всего и бывает толк, а вовсе не от тех, кто с показным энтузиазмом (и чисто прагматическими целями) кидается на «экзотику» – возможность выучить редкий язык. Ни у преподавателя, ни у самих устроителей школы не вызывает сомнения, что специалисты по сербскому языку сейчас востребованы, но при этом – настоящие специалисты, понимающие, что такое сербская традиция, а не скороспелые «продукты современного мира». События трёх последних десятилетий показали, что сербы в настоящее время нам ближе, чем все остальные зарубежные славянские народы вместе взятые; вспомним хотя бы, как откликнулось наше общество на войну в бывшей Югославии, на агрессию США и НАТО.

«В любой европейской культуре, несмотря на то, что история – процесс апостасийный (имею в виду культуру прежде всего западных народов), мы находим какие-то достоинства и должны уметь донести их детям, чтобы они это ценили, понимали и умели даже на неправославную традицию (та же английская литература, германский эпос и немецкий романтизм, античное наследие) посмотреть православными очами. А уж коли речь идёт о сербской православной традиции, то здесь нам точно есть чему поучиться», – говорит И.М. Числов.


Им предстоит противостоять веку сему с его материализмом и холодом безбожия

Перед самой Пасхой 2016 г., а также в апреле 2017 г. в Сербском посольстве в Москве и на других площадках в Москве, как всегда при поддержке Общества Русско-Сербской дружбы и Союза писателей России, прошёл Международный конкурс поэзии – дети исполняли песни на сербском языке, литературные произведения русских и сербских классиков. Выступали и ученики гимназии Иоанна Богослова. «Молюсь преподобному Сергию: // Пошли своих иноков в Сербию…» – звучали стихи из детских уст, и с отрадой думалось: эти дети уже сегодня – защитники культурного, исторического, духовного пространства России и славянского мира. Даже в Барнауле зажёгся светлый огонёк сербской культуры: в 2016 г. педагоги прислали на конкурс видеозапись выступлений детей на сербском языке. Поклон этим учителям, делающим благое дело, выходя за рамки предписываемых программ и собственных сил. Сегодня, когда Сербия едва ли не единственный союзник России в Европе, эти объединяющие посылы необходимы…

Обучение в школе Иоанна Богослова, как и для всех учащихся православных гимназий, в конце мая завершается торжественной литургией и вручением аттестатов в Храме Христа Спасителя. Накануне этого события духовники школ соборно служат молебен у раки преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В прежние времена воины, перед тем как отправиться на битву, испрашивали благословения у Преподобного. Так, гимназисты испрашивают благословения на дальнейшую учёбу, понимая, что им предстоит противостоять веку сему с его материализмом, холодом безбожия, а зачастую и с откровенным и даже агрессивным богоборчеством.

На вопрос, кого вы воспитываете в своей школе, отец Сергий Махонин говорит: «Православный спецназ – людей, которые, приходя в любую среду, понесут слово Божие, свет Христовой веры». Эту будут не только священники, но и учителя, врачи, учёные, менеджеры, инженеры, способные думать сначала о благе Отечества и народа, а потом уже о своем собственном благополучии, быть самоотверженными, честными и ответственными на выбранной стезе.




Представитель Братства «Радонеж» принял участие в торжественном приеме в Кремле в честь Дня народного единства.

В Кремле по случаю Дня народного единства 4 ноября состоялся торжественный прием с участием Святейшего Патриарха Алексия II и Президента России Владимира Путина.

"В историческом календаре 4 ноября - это дата, которая занимает особое место, - заявил Владимир Путин, обращаясь к собравшимся. - Тогда, в далеком 1612 году, здесь, под стенами Кремля, была одержана не только победа над иноземными захватчиками: благодаря единению многонационального народа России был положен предел многолетней смуте и внутренним распрям"

Православное братство «Радонеж» на приеме представлял протоиерей Сергий Махонин, директор православной гимназии во имя св. ап. Иоанна Богослова, учрежденной Братством.




Новый учебный год начался в Гимназии во имя св. Апостола Иоанна Богослова с торжественного молебна на начало учебного года.

Гимназия была учреждена Православным братством «Радонеж», ее бессменный директор и духовник – протоиерей Сергий Махонин.
Результаты ГИА и ЕГЭ свидетельствуют о хорошей подготовке выпускников. Выпускники 2017 года поступили в МАИ (факультет фундаментальной информатики, бюджет), МГПУ (переводческий факультет, бюджет), Литературный институт (бюджет), Московский институт инженеров транспорта (Русско-немецкий институт, факультет «Международные логистические системы»), Российский государственный социальный университет (бюджет).
Школьники принимают активное участие в разного рода олимпиадах и конкурсах, в основном гуманитарной направленности. Так, Гимназия принимала участие в Пушкинском молодежном фестивале искусств «С веком наравне» (лауреат в номинациях «Звучащее слово» и «Литературное творчество»), Конкурсе художественного перевода в Библиотеке иностранной литературы (финалист и победитель в номинации «Имена и даты»), Межрегиональном детско-юношеском конкурсе «Журавли надежды» (лауреат 2 и 3 степеней в номинациях «Литературно-исполнительское мастерство» и «Литературное творчество»), Городском Историко-литературном конкурсе «Поэзия эпохи» (победитель конкурса поэтов), Межрегиональном конкурсе «Читаем стихи о Великой Отечественной войне» (победитель в номинации «Литературное творчество»).
Гимназия участвует во Всероссийской олимпиаде школьников, в 2016-2017 уч.г. было 8 призеров окружного этапа (история, литература, обществознание, русский язык, биология), два призера Регионального этапа (история, биология. Школьники участвовали также в Межрайонной московской конференции исследовательских работ (2 и 3 место), Обнинской конференции «Юный исследователь», ездили в Пущинскую зимнюю школу.
Небольшие классы дают возможность для профильного и углубленного изучения предметов, участия в проектной и исследовательской деятельности учащихся, в том числе и на базе МГУ (биофак, Малый мехмат). Практически все дети (за исключением первоклассников) имеют возможность использовать в своей учебной деятельности дистанционные образовательные технологии.
Несмотря на образовательные успехи, важнее для нас воспитание, православная система ценностей. Создана среда, в которой ученик находится в течение учебного дня. В гимназии постоянно звучит молитва, не только перед началом учебного дня, каждого урока, в трапезной, но это и чтение акафистов, в том числе и перед гимназической иконой "Воспитание", молебны, начинающие и завершающие учебный год, посвященные святым, например Савве Сербскому и мученице Татиане. Изучение церковно-славянского языка также имеет подспудное воспитательное значение, как сакрального языка, поднимающего взгляд "горе". Особое место занимают паломнические поездки и посещение московских храмов.
Благотворительная деятельность - оказание помощи приюту для девочек в Свято-Алексеевском монастыре в Угличе. Это сотрудничество надо развивать по разным направлениям, в том числе и по проектной совместной деятельности, нынешняя провинция имеет большой воспитательный потенциал для столичных детей. Регулярно проводятся детские концерты для пенсионеров в соседнем собесе.
Проект "Свеча России" - культурно-образовательная олимпиада, созданная гимназией 6 лет назад. Она приобрела общероссийский размах и даже была рекомендована Патриархом Кириллом для распространения в регионах. Патриотическая тема звучит в литературном творчестве гимназистов. Гимназия имеет свое издательство, в котором на профессиональном уровне издаются книги, в том числе серия «Первая книга гимназиста» - авторские сборники детей, с тиражами в 100 экземпляров.
Художественно- (нравственно-эстетическое ) направление - одно из ведущих в гимназии. Православное образование предполагает существенный эстетический компонент. В гимназии создается особая атмосфера праздничного настроения, уюта, комфорта.
Есть и спортивные достижения - гимназисты заняли призовые места в первенстве Москвы по гребле среди юниоров.




И что ты будешь делать со светскими СМИ?! Что ни слово, то тень на плетень. «Православная гимназия выселила детей из садика» - сообщает одна из наиболее приличных газет «Известия». Да каким крупным шрифтом! Чтоб ни один читатель не прошёл мимо такого жареного факта и не метнул стрелы негодования в православие. Я тоже прочла этот текст, но захотелось не гневаться, а узнать, что же на самом деле стоит за известинской «разоблачительной» информацией, познакомиться с жестокими карабасами-барабасами от православия, такими представила газета учителей и директора гимназии «Крылатское»...

Мне повезло: гимназисты с педагогами собрались у метро «Крылатское», откуда автобус «Икарус» повезёт их в храм Сошествия Святаго Духа в усадьбе Никольское, где настоятелем служит директор гимназии о. Сергий Махонин. Таким образом, я смогу сразу со всеми перезнакомиться, и, что называется, войти в тему. Поездка та началась с маленького чуда: неожиданно из автобуса повалил дым, как из хорошего дракона. Что делать? Учителя звонят в автобусный парк, мол, пришлите исправленную машину. «А где мы вам её возьмём?» – отбрыкивается диспетчер. Звонят на приход о.Сергию: «Батюшка, что делать?» Ну какой совет может дать перво-наперво священник? Молитесь. Молились ребята и учителя истово. И. о, чудо, автобус запорхал-запорхал и поехал.

По дороге узнала много интересного о храме, куда гимназисты ездят посильно участвовать в восстановительных работах, а главное, - исповедываться и причащаться. Оказывается, здешний монастырь процветал при царе Иоанне Грозном, а после его смерти пришёл в упадок. Усилиями бояр Ртищевых на руинах монастыря возродился каменный приходской храм, посвящённый Полтавской победе, и находилась там чудотворная икона Святителя Николая. В 1917 году всё рухнуло в тартарары. Иконами топили печь Промысел Божий иконе св. Николая сохраниться. И было это так. Неподалёку усадьба Бахрушиных , младший отпрыск славной фамилии извлёк на помойке чудотворную икону и привёл её в порядок. Сейчас она находится в храме Живоначальной Троицы в Кожевниках, которому когда-то тоже покровительствовали Бахрушины.

В 1993 году храм «Сошествие Духа» передали церкви. Настоятелем его стал о.Сергий Махонин, директор только что открывшейся православной гимназии во имя Евангелиста Иоанна Богослова. Рассказывает о.Сергий: «Всё сверши лось как нельзя кстати. Подросли наши сын и дочь, пора отдавать в школу. Нам с матушкой Марией хотелось, чтобы это было такое учебное заведение, где они получили бы не только сумму знаний по разным предметам, а воспитывались в православно-церковной традиции. И тогда-то в 1991 году по инициативе общества «Радонеж» создаётся наша гимназия, до сих пор единственная в Западном административном округе»

Самое трудное дело в любом строительстве – так называемый нулевой цикл. Приехал о.Сергий в районный департамент образования лицензироваться. Предъявляет комиссии штатное расписание, а ему говорят: «Вас нет в наших рескриптах». «Ну как же так, - теперь уже недоумевает батюшка, - вот расписание уроков, вот штатное». А комиссия знай себе твердит: чур-чур, ничего не знаем. Особенно усердствовала юристка. Батюшка даже растерялся, что делать? Ушам своим не поверил, когда под конец услышал: «Лицензию выдать». Это было маленькое чудо.

«Через какое-то время, - вспоминает о.Сергий, - снова поехал в департамент и встретился с той же юристкой. Она зло прошипела: «Вы всё ещё живы?» Неуютно мне стало. Вспомнил, как когда-то моя бабушка рассказывала свою печальную жизнь: раскулачивание, доносы, а когда костлявой рукой схватил голод, молилась: «Господи, да разведи ты нас с голодом». Вот и я молился: «Господи, да разведи ты нас с юристкой». И, о счастье, через месяц её в департаменте уже не было и проблемы наши стали решаться легче.

Тем временем пришла пора гимназии аккредитовываться. Не было тогда у нас ни кабинета физики, ни кабинета химии, да и много чего ещё. Вдруг откажут? Но председатель аттестационной комиссии, женщина мудрая, порядочная, как будто прочла мысли о. Сергия. Она сказала: «Иоанн Златоуст считал, что перед делом воспитания детей, всякое другое должно отступить на второй план». И гимназия получила аккредитацию.

Чтобы читатель представил в какой тесноте учатся гимназисты, скажу что сто тридцать учеников занимают одно крыло детского сада, а потому занимаются в две смены (дело для Москвы неслыханное). Школа не может организовать работу кружков и факультативов, ни принять всех желающих. Батюшка как-то поехал к о. Николаю Гурьянову, вроде как пожаловался, что власти не дают новое здание. О.Николай обнадёжил: «Им станет стыдно и дадут». Учителя и ученики нетерпеливо спрашивают своего директора, да когда же, наконец, станет им стыдно-то? Батюшка урезонивает: «Главное не ожесточаться. Когда встречаешься с ч ем-то откровенно несправедливым, единственная сила, которая может растопить её – кротость, смирение и любовь».

«Батюшка, - поддерживаю я его коллег, - надо пожёстче отстаивать право на новое здание». А он мне в ответ: «Сила Божья в немощи свершается. Чем меньше я, тем больше действует Бог. Наша жизнь должна быть христоподражательной, а методы действия наши адекватны Церкви».

«Да когда гимназисты вылетят из вашего гимназического гнёздышка, - продолжаю гнуть свою линию, - и попадут в мешок с гнилыми яблоками, то-бишь, современное общество, они не смогут к нему приспособиться.»

О.Сергий снова твёрдо парирует: «А зачем адаптироваться к гнили? Мы учим своих детей преобразовывать себя, а значит и своё окружение. И потом, это только со стороны кажется, что нет просвета в обществе. Когда начинаешь общаться с конкретным человеком, то картина, уверяю вас, совсем не такая пессимистическая.».

Мой жизненный опыт свидетельствует: всё, что говорит батюшка-директор, - истина. И, казалось бы, родители должны ломиться в православные гимназии. Но ведь не ломятся, судя по тому, что то и дело объявляется донабор учеников.

«Тому есть несколько причин, - поясняет о. Сергий, - Во-первых, у православных гимназий нет материальных условий обеспечить современным избалованным детям достаточно комфортную жизнь. И у родителей уровень претензий, порой, велик. Они хотят видеть в школе определённый набор услуг, если хотите, некий шведский стол. Момент психологический. Но и духовный. Во-вторых, не многие осознают важность духовного образования. На первом плане у родителей – получение информации, компьютеризация, современные технологии, а затем голубая мечта – экономический или юридический вуз. То, что этих специалистов перепроизводство, об этом не задумываются. Был случай, когда одна невоцерковлённая мамаша забрала свою дочь из 1О класса, опасаясь, что после нашей гимназии ей не поступить в престижный вуз. И что же? Спустя годы, пришла к нам та же мамаша, но уже воцерковлённая и горько плакала: зачем она тогда забрала свою дочь, всё у неё пошло наперекосяк.

К слову сказать, наши выпускники , а в этом году у нас две золотые медалистки, поступают в самые серьёзные вузы и, замечу, ни одного желающего пойти в экономику или юристпруденцию. «Но я отвлёкся, - батюшка вернулся к объяснению, почему не ломятся в православные школы, - мы не берём детей из невоцерковлённых семей . Родители те рассчитывают на нас, как на некую исправительную колонию, где дети точно не будут ни пить, ни курить, ни наркоманить. Увы, это иллюзия. Во всёй полноте воспитать правильно можно только в цепочке семья-школа-церковь. Если нет этого триединства, ребёнок вырастет лицемером…

Сегодня многие школы страдают от текучести кадров. Оно вроде бы и понятно, рыба, как говорится, ищет, где глубже. А вот Крылатская гимназия, несмотря на более, чем скромные оклады, этой болезнью не страдает. Почти все педагоги работают здесь со дня основания, то-есть, более тринадцати лет. Да не просто педагоги, а кандидаты наук. Идея держит, да-да, идея. Замес не тот, что в светских школах. Святитель Николай Сербский говорил, что истинная культура единственно во вселении гонимого Бога в творение. Вот прочный фундамент. И когда светские школы отталкиваются от него, ошибочно провозглашая не правильно понятый принцип светскости образования, они терпят серьёзное поражение, какие бы талантливые учителя там не преподавали. Старец Паисий Святогорец пишет: «В нашу эпоху большинство людей образовано по-мирски и мчатся с высокой мирской скоростью. Но поскольку у них нет страха Божия…, то у них нет и тормозов, они заканчивают гонку в пропасти.» Вот этому мирскому, информативно-знаниевому подходу к образованию и противостоит православная педагогика.

Ну а теперь, когда я рассказала немного о православной гимназии, читатель сам может решить, похожа ли она на жестоких карабасов-барабасов, которыми их представила газета «Известия». Так в чём же всё-таки исток конфликта?

Московская железная дорога, к которой и принадлежит детский сад №154, решила избавиться от ведомственной социалки, то бишь, убыточного здания. 8 апреля 2ОО4 года распоряжением правительства Москвы здание садика перешло в ведение столичного департамента имущества, а тот, в свою очередь, по просьбе Святейшего Патриарха, передаёт его в аренду православной школе. Вот тут-то и заварился сыр-бор. Сами понимаете, сколько сейчас стоит недвижимость в районе Кутузовского проспекта. В борьбе за нее оказались хороши любые методы: подкуп, заказные статьи, организация общественного мнения, поддельные письма, клевета.

Одна противоборствующая сторона подключила к борьбе даже детей, чтобы вышло послезливей: «Мама, купи мне автомат, я пойду защищать родной детский садик» - эту цитату я взяла из газеты, ну как тут родителям не заплакать и не атаковать власти? Посыпались гневные письма Лужкову. Неожиданно к проблеме, которая не то что не имеет национального масштаба, но и внутридворовой не может быть сочтена, присоединилась и общенациональная газета «Известия». Даже не пожелав изучить историю вопроса, она свалила все грехи на православную школу. А каша, между тем, варится совсем в ином котле: приглядела некая богатая и влиятельная авантюристка это здание для своих целей! Вот и натравила всех, кого могла, на православную школу (а их-то в Москве всего лишь десять!), перессорив всех и вся. Этому и поспособствовала уважаемая газета «Известия». Неужели и ей не дают спать лавры прессы с жёлтым оттенком?

А что гимназия, спросите вы. В гимназии все замечательно! Там - ангельский мир, а вот получит ли теперь школа новое здание, совсем не ясно, если люди доброй воли не окажут ей поддержку.

Наталья Ларина




Православная школа св. ап. Иоанна Богослова провела культурно-образовательную ежегодную олимпиаду школьников «Свеча России 2014».

15 мая 2014 года в Олимпийской деревне ЗАО города Москвы, в здании спортивной школы № 1329 состоялся заключительный финальный этап V Межрегиональной культурно-образовательной ежегодной олимпиады школьников «Свеча России 2014». Финал олимпиады проходил в виде интеллектуального спортивно-творческого фестиваля, в котором приняли участие как православные, так и светские образовательные учреждения: НОУ гимназия свт. Игнатия Брянчанинова г. Ярославль, школа-пансион Плесково, Православная школа св. ап. Иоанна Богослова г. Москва, Православный Центр во имя прп. Серафима Саровского, ГБОУ ЦО № 1329, ГБОУ СОШ №1298, ГБОУ № 1544, ГБОУ СОШ "Школа здоровья" № 1013 - всего около 300 человек. В 2014 году во всех этапах участвовало около 500 человек из светских и православных школ России.

Олимпиада «Свеча России» проводится в рамках празднований Дня православной книги и Дня славянской письменности и культуры, а в 2014 году она приурочена к 700-летию со Дня рождения великого Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

Уникальность Олимпиады в том, что она объединяет церковные и светские учреждения, православные и обычные школы, людей самых разных национальностей и религиозных взглядов, живущих в разных регионах России, неравнодушных к судьбе Отечества, в одном созидательном движении в противовес «ненавистной розни мира сего». За 5 лет проведения Олимпиады не возникло ни одной проблемы на религиозной почве. Наоборот, к нам приходят только положительные отзывы, потому что основная мысль Олимпиады - единение, воспитание в детях нравственности, патриотизма, чувства гордости за свою страну, здоровья духовного и телесного.

Организаторами Олимпиады являются:

Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Председатель Отдела - митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Ответственный - заведующий Сектором православного образования иерей Алексей Алексеев.

Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви. Председатель отдела - епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. Ответственный за проведение Олимпиады - иерей Дмитрий Кузьмичев.

Частное учреждение «Средняя общеобразовательная школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова». Директор - протоиерей Сергий Махонин. Ответственный руководитель олимпиады - иерей Валерий Васильев.

Западное окружное управлениеобразования Департамента образования города Москвы.Начальник управления - Баринова Татьяна Юрьевна. Главный специалист - Бухтеева Ирина Анатольевна.

Городской методический центр Департамента образования города Москвы. Директор - Лебедева Марианна Владимировна. Методист - Мигдисов Ярослав Сергеевич.

Заместитель директора муниципального автономного учреждения спорта «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Мелодия», тренер по баскетболу, лауреат премии Губернатора Московской области в номинации «Спорт» Дзюрский Александр Владимирович.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа № 1329". Директор - Бурмакина Вероника Фёдоровна. Ответственный учитель - методист Комирная Наталья Юрьевна.

Атмосфера праздничной радости не покидала участников до последней минуты. Все организаторы: ведущие, судьи, преподаватели, тренеры и волонтёры - работали слаженно, четко, самоотверженно, что позволило провести праздник на высоком уровне. Участники смогли проверить свои знания по общеобразовательным предметам, уровень эрудиции и логического мышления, приобщиться к духовно-нравственным ценностям и приобрести навыки коллективного решения сложных интеллектуальных и спортивных задач, показать высокие личные результаты в интеллектуальной, творческой и спортивной программе.

Интеллектуальный тур проводился по заданиям, составленным на основе программ основного общего образования, опирающихся на ФГОС. Задания содержали вопросы различных категорий сложности из области гуманитарных и естественных наук, математики, присутствовала и духовно-нравственная составляющая, которая является отличительной чертой «Свечи России». Командам было предложено 33 вопроса для обсуждения в III этапа с перерывами в 10-15 минут. Конкурс оценивала экспертная комиссия, по итогам работы которой определялся победитель.

Спортивно-творческая часть финального этапа олимпиады включала спортивные мероприятия по мини-футболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам и шахматам, перетягиванию каната, Большую эстафету. Завершающим этапом олимпиады стал конкурс детских рисунков, в котором от каждой школы представлялся рисунок по объявленным темам - «РУСЬ НАЗЫВАЮТ СВЯТОЙ»; «ОТЧИЗНЫ ВЕРНЫЕ СЫНЫ»; «ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВА - ВЕЧНАЯ СЛАВА!», с защитой в виде песни, стиха или прозы. Конкурс также оценивался членами жюри, после чего объявлялся победитель.

В Финале-фестивале было разыграно 3 призовых места общего зачёта, а также з призовых места в каждой номинации. Всех финалистов наградили кубками, медалями, дипломами победителей призеров Олимпиады, сертификатами участника и ценными подарками по всем видам состязаний.

По завершении мероприятия выступили:

Руководитель Олимпиады иерей Валерий Васильев;

Представитель от Синодального Отдела по делам молодёжи иерей Дмитрий Кузьмичев;

Главный судья соревнований Дзюрский Александр Владимирович;

Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы "Школа № 1329" Бурмакина Вероника Фёдоровна.

Они поздравили ребят с победами, пожелали им успехов в учёбе, крепкого здоровья, новых творческих проектов, высоких спортивных достижений, встречи в следующем году и помощи Божией во всём!

Победители олимпиады команды «Светочи» (ГБОУ ЦО № 1329), «Славутич» (ГБОУ СОШ №1298), «Символ» (ГБОУ № 1544). В Интеллектуальном туре победили команды «Ярославцы» (НОУ гимназия свт. Игнатия Брянчанинова г. Ярославль) и «Плёсковцы» (Школа-пансион Плесково). Команда «Ковчег» (Православная школа св. ап. Иоанна Богослова г. Москва) победила в соревнованиях по настольному теннису.

Оргкомитет Олимпиады «Свеча России» сердечно благодарит всех организаторов за проделанную работу и неоценимый вклад в дело образования и воспитания наших детей!